Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.
Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже — баптистская, пятидесятническая и другие. Количество последователей протестантских учений в мире на сегодня приближается к числу католиков. Впервые протестанты пришли в Россию во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири, в Тобольске («Икона и топор»). Сегодня насчитывается около миллиона российских протестантов.
Примечание:
Ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями. Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими, потому что они послушны призыву апостола Павла: «Только живите достойно благовествования Христова,... вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил. 1:27).
Краткая история Церкви "христиан веры евангельской" (пятидесятников) в России.
Согласно имеющимся историческим сведениям первые поместные
церкви христиан веры евангельской появились на территории России в начале ХХ
века. Хотя на основании данных “Всемирной христианской истории” описаны случаи
существования в середине Х1Х века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в
Сибири со всеми характерными признаками этого учения. В основном это были
ссыльные “сектанты” из центральной России. Это было результатом жесткой
государственной политике непрерывного преследования всех “неправославных”.
Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с
К.Л.Победоносцевым. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой войны первые
миссионеры А.М.Иванов и Н.П.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге
(1913г.), положив начало движению христиан веры евангельской на севере России.
Практически одновременно это движение началось на западе России миссионерами
П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным. В результате миссионерской деятельности стали
возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях.
Однако более распространенным и многочисленным направлением
пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан веры евангельской, основанный
Воронаевым И.Е., принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в
Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский Союз ХЕВ,
а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году.
Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в
Москву. Уже к 1927 году Союз ХВЕ насчитывал свыше 350 общин с более чем с 17
тысячами прихожан.
В 1928 году отношение Советского правительства к религиозным
объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХВЕ журнал
“Евангелист”, издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно
напоминал о необходимости “покорно нести крест терпения, воздержания и
унижения”. В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о
религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен
регистрации, и его официальная деятельность была запрещена.
В 1930 году епископ Воронаев И.Е. совместно с другими
служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.
В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством
епископов Панько И.П., Пономарчук Д.И. и Бидаша А.И.) под нажимом советских
властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая
часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях
подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает Солженицын в
своей книге “Архипелаг ГУЛАГ”.
За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40
тысяч пятидесятников.
Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким
преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских
органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были
отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены
малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди. После появления
“инструктивного письма” старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из
состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР
утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации “религиозные
общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер
которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты,
пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.” инструкция сформулировала
требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к
“сектантам-пятидесятникам”, объявив это религиозное направление реакционным,
практикующим изуверский культ.
Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей
атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь
советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В
сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к “сектантам-изуверам”.
Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о
пятидесятниках (“Тучи над Бордском”, “Чудотворец из Бирюлево”, “Это тревожит
всех”, “Апостолы без масок”). В многочисленных газетных публикациях и отдельных
печатных и изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность
верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот
период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые
верующие-пятидесятники (А.И.Бедаш, И.А.Левчук, В.И.Белых. В.В.Ряховский,
И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).
Только после 1968 года органами государственной власти
“избирательно” стала допускаться независимая регистрация общин евангельских
христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая
сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному
контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства,
отказались от подобной регистрации.
Таким образом в стране, не без участия органов власти, движение
пятидесятников было разделено на два противоположных лагеря – т.е.
регистрированных и незарегистрированных пятидесятников.
Этот период государственно-церковных отношений в России получил
должную оценку в Указе Президента Российской Федерации “О мерах по реабилитации
священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий” от
14.03.96 г. за № 378, которым был “осужден многолетний террор, развязанный
большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и
верующих всех конфессий”.
Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но
все-таки, несмотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89-95 годов
эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).
Даже, несмотря на отмену известной запретной инструкции 1961
года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам,
отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в
США проходил Международный съезд христиан веры евангельской, в числе
приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и
нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных
пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на
выезд.
Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников
находилось в положении “нерегистрированных” до начала 90-х годов. Только после
принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”
“нерегистрированные” общины пятидесятников, веря в демократические перемены
общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализовать свою
деятельность.
В 1995 году был зарегистрирован Российский Объединенный Союз
Христиан веры евангельской. Ассоциация христиан веры евангельской “Царство
Божие” входит в структуру Российского Объединенного Союза Христиан Веры
Евангельской.